Экономика и жизнь,
24 декабря 1999 г.
Тысяча и один честный способ, чтобы не заплатить клиенту 696 просмотров
Не меньше цены услуги любого потенциального клиента интересует, получит ли он выплату, если страховой случай все-таки произойдет. Не рассматривая вопроса о финансовой надежности страховщика, остановимся на законных основаниях, при которых клиент лишается страхового возмещения.
В главе 48 “Страхование” ГК РФ предусмотрены освобождение страховщика от выплаты (ст. 962-965) и отказ в выплате (ст. 961). Однотипные, на взгляд обывателя, формулировки имеют для клиента различные последствия. Термин “освобождение от выплаты” означает прекращение обязательств страховщика. Но обратите внимание: речь идет не о прекращении всего договора, а о том, что в силу закона, то есть автоматически, страховщик освобождается от выплаты (полностью или частично) по произошедшему страховому случаю. Оснований же для этого в ГК достаточно.
Например, п. 3 ст. 962 предусматривает освобождение страховщика от возмещения убытков, возникших из-за того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер для уменьшения возможных убытков.
Основания для освобождения страховщика от выплаты, указанные в статьях ГК, не являются исчерпывающими, поэтому в договоре страхования могут быть предусмотрены и другие. Хотя расширение их круга конечно же не в интересах клиента.
В отличие от освобождения от выплаты, когда автоматически прекращается исполнение обязательств страховщика по данному страховому случаю, его право отказать в выплате имеет другую природу. При наличии оснований, указанных в ст. 961, страховщик имеет возможность выбора: возместить ущерб или же отказать. В этом случае страховое обязательство не прекращается, и выплата все-таки может быть произведена.
Например, согласно ст. 961 страхователь или выгодоприобретатель по договору имущественного страхования, после того как им стало известно о наступлении страхового случая, обязаны немедленно или в установленные договором сроки уведомить об этом страховую компанию. Неисполнение этой обязанности дает страховщику право отказать в выплате, если заинтересованной в получении возмещения стороной не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о страховом случае из других источников, или отсутствие у него таких сведений не могло сказаться на его обязанности выплатить возмещение. Таким образом, если о наступлении страхового случая страховщик узнал от клиента на третий день после его совершения вместо положенных по договору двух, то он может отказать в выплате, а может и возместить ущерб. В такой ситуации клиенту обычно идут навстречу.
Дополнительные основания для возникновения права страховщика отказать в выплате, как и в случае с освобождением, могут быть предусмотрены в договоре. И надо сказать, страховщики этим очень широко пользуются, включая в договоры многочисленные перечни с основаниями для отказа в выплате.
Но и это еще не все. И освобождение, и отказ в выплате помимо необходимости их документального подтверждения страховщиком носят явно негативный по отношению к клиенту характер. И не исключено обжалование в суде такого решения страховщика. Как говорят юристы, эти дела зачастую имеют судебную перспективу.
Естественно, любой страховщик заинтересован не доводить конфликт до суда. Поэтому наиболее опытные страховщики поступают так: не раздувая перечень оснований для освобождения или отказа в выплате, они чрезвычайно подробно описывают исключения из страховых случаев.
Поясним на примере. Договор страхования имущества (допустим, дачи) относит к застрахованным рискам и взрыв. Однако в разделе исключений из страховых случаев обозначено: таковым не считается взрыв, произошедший в результате применения гранат, мин и других орудий войны. Но позвольте, окружающая нас действительность показывает, что именно эти средства и применяются в подавляющем большинстве случаев.
В итоге имеются все основания не признавать произошедшее событие страховым случаем. Следовательно, ни о какой выплате не может быть и речи. “Хитроумная” конструкция с исключениями из страхового случая сводит на нет эффект по страхованию имущества от ущерба в результате взрыва. Клиента вряд ли устроит готовность страховщика компенсировать ущерб, возникший из-за взрыва банки с прокисшими огурцами.
Подводя итог, настоятельно советуем страхователям внимательно изучать всю “отказную” триаду: основания освобождения и отказа от выплаты, а также исключения из состава страховых случаев. Только тогда картина для вдумчивого клиента будет действительно полной.
Д. СУЕТИН, эксперт “ЭЖ”
Вся пресса за 24 декабря 1999 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Нижегородская правда, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев дал советы, как не купить поддельный полис ОСАГО

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 14 ноября 2025 г.
Россияне все дольше ездят на одном авто и реже их продают

|
|
РИАМО, 14 ноября 2025 г.
Автострахование в 2026 году: нужно ли ДГО в дополнение к ОСАГО и как его оформить

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль Allianz в 3-м квартале увеличилась на 15%, превысив прогноз

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Хотят добиться баланса: в России идет обсуждение реформы ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 14 ноября 2025 г.
Эксперт Пожидаев рассказал, как проверить подлинность полиса ОСАГО

|
|
Regions.Ru, 14 ноября 2025 г.
Пострадавшие в ДТП смогут получить до ?500 тыс. страховых выплат

|
|
Интерфакс, 14 ноября 2025 г.
Последствия пожара на крупном свинокомплексе Сахалина устранят за счет страховых выплат

|
|
Тренд, Баку, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыль иранской страховой компании Sarmad выросла

|
|
Sputnik Беларусь, 14 ноября 2025 г.
Страховые выплаты по каско значительно возросли в Беларуси

|
|
Клопс.ru, Калининград, 14 ноября 2025 г.
«Попробовали на зуб»: в Калининграде лошади искусали машину, пока владелец ходил за грибами

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
Сравни: как запуск Е-ОСАГО изменил российский страховой рынок

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Эксперт назвал ТОП-3 жалоб потребителей в автостраховании

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Как страховым компаниям удержать клиента?

|
|
РБК (RBC.ru), 14 ноября 2025 г.
ВСК пообещала в течение недели восстановить сервисы после кибератаки

|
|
ГТРК Ставрополье, 14 ноября 2025 г.
Виновник аварии на Ставрополье хотел избежать возмещения ущерба

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Конкуренция на страховом рынке подталкивает компании к новым продуктам

|
 Остальные материалы за 14 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|